Белорусские просветители эпохи барокко

Белорусские просветители эпохи барокко

Короткий В. Г.,

Белорусский государственный университет, 
кандидат филологических наук, доцент 

      Белорусская классическая литература конца XVI — XVIІ веков является частью общеевропейского историко-культурного процесса, который в современном литературоведении принято называть эпохой Барокко. Вместе с общими, доминантными для эпохи явлениями, в ней присутствует и национальный элемент, диктующий специфику эпохи Барокко в каждом отдельном государстве, отдельном народе, нации. Наша литература этого времени не была замкнутой. В ее рамках расцветал художественный талант украинца Мелетия Смотрицкого, поляков Мацея Стрыйковского и Мацея Казимира Сарбевского, испанца Педро Руиза де Мороc (Петра Роизия), француза Петра Статориуса (Стоенского), немца Иоганна Мюлиуса (Яна Мылия).
       Белорусы, жившие в этот, по существу, бунташный век, были поставлены перед колоссальной проблемой выбора: выбора нового короля новой династии, выбора вероисповедания как определяющей составляющей духовной культуры; в конце концов, выбора государства-корпорации, в которой предвиделось сосуществование наших предков с другими народами- соседями в едином государстве. Социальным, культурным, духовным потрясением для белорусов стали сразу две унии: государственная Люблинская уния 1569 г. и Брестская церковная уния 1596 г. Они предопределили появление нового типа белоруса — белоруса-двойника, стоящего опять же перед эпохальными выборами уже на микроуровне. Двойничество становится для белорусов национальной чертой; в результате появляется двойник в жизни, двойник в творчестве, двойник в литературе. 
       За перо берутся не только высокообразованные белорусы среднего сословия, но и представители княжеских, графских родов, для которых уже мало славы на поле брани, их привлекает и слава, обретенная на литературном поприще. Среди них — такие выдающиеся деятели отечественной культуры, как Радзивиллы, Сапеги, Ходкевичи, Воловичи, Завиши, Корсаки, Скумины-Тышкевичи. И всё же отличительной чертой эпохи Барокко в белорусской литературе стало появление профессиональных писателей, для которых, опять же, мирская слава заменяет средневековый идеал спасения души. 
       Профессиональными писателями эпохи Барокко становятся Мелетий Смотрицкий, Сильвестр Косов, Христофор Завиша, Иосафат Исакович, Лазарь Баранович, Фома Иевлевич, Соломон Рысинский и др. В их творчестве представлены, пожалуй, все основные жанры современной им западноевропейской литературы: героический эпос, трены, оды, эклоги, самые разные виды публицистики, а также театральные опыты.       Барочный писатель — фигура деятельная; для него характерна динамика как определяющий фактор существования. Зачастую его ego растворяется в массе, и наоборот, в самом себе он видит конденсат проблем всего сообщества, в котором он существует. В нем причудливо сочетаются как созидательные, так и разрушительные начала. С одинаковой лёгкостью писатель Барокко нередко отстаивает как свои первоначальные убеждения, так и совершенно противоположные им по своей сути, но опять же «свои». Внутренняя борьба, этическая дисгармония, стремление дать ответы на порой непостижимые вопросы побуждают барочного писателя к поиску новых форм самовыражения, что отображается в появлении новых литературных форм либо произведений, синкретичных по своему жанру. 
      Само поведение, стиль жизни человека эпохи Барокко довольно показательны, позволю даже себе заметить, эмблематичны. Как в древних гербах белорусской шляхты отражены истоки ее социальной значимости и взаимопересечения родов, так и событийный ряд уже современной им истории отражается во взглядах и принципах. А они, кстати, изменчивы как никогда. Пути понимания культурных приоритетов Востока и Запада, а также конфессиональных ценностей православия, католицизма, реформационных направлений создали невиданную дисгармонию в обществе. Зачастую отцы и дети — это не только разные поколения, это, прежде всего, по-разному ориентированные представители национальных элит: магнатской, шляхетской, среднесословной (к последней относились выходцы из разных социальных слоёв). 
      Так, канцлер Великого Княжества Литовского Лев Сапега не единожды менял своё вероисповедание ради социального, политического и культурного комфорта. Элитаризация многих слоёв общества XVI — XVIІ вв. была связана с ориентацией на западноевропейские культурно-идеологические ценности. Сначала лютеранство и кальвинизм, потом католицизм становятся определяющими доминантами в культурном строительстве. С вероиспо- веданием связана и политическая перспектива; наиболее успешными оказы- ваются те, кто «гармонизируются» с правящими кругами новообразованного в 1569 году государства — Речи Посполитой обоих государств. 
      Для большинства писателей, культурных деятелей эпохи Барокко сутью их духовных исканий становится внутренний конфликт. Раздвоение, которое, как правило, всегда начинается сверху, становится принципом жизни всех сословий. Показателен в этом плане жизненный и творческий путь Мелетия Смотрицкого. Сначала православный, затем униат, он стал символом эпохи Барокко в Беларуси. В 1610 году Мелетий создал литературный шедевр этой эпохи — «Тренос», в котором от имени православной Матери-Церкви отобразил современное ему трагическое положение православного населения нашего государства и самой Церкви, в частности. Он считал, что только следование традициям православия, христианства, привнесенного к нам с Востока, может оградить наш народ от полонизации и враждебного, по мысли писателя, католицизма. В своём произведении он доказывал, что зависимость от Римского Папы, несомненно, хуже, чем турецкая неволя, в которой оказался Константинопольский Патриарх; а ведь духовную зависимость от него признавала белорусско- украинская православная паства. 
     Как организатор не только церковной, но и научно-просветительской жизни нашего государства, Мелетий Смотрицкий создал самую совер- шенную «Грамматику» (1618 — 1619) церковнославянского языка, которая обессмертила его имя как выдающегося ученого не только в славянских странах, но и в других государствах Европы. Ученый-лингвист впервые в истории славянского языкознания изложил наиболее полный курс грам- матики в четырех ее основных частях: орфографии, этимологии, синтаксисе и просодии. 
       Смена религиозных убеждений в пользу западноевропейской исто- риософии привела Мелетия Смотрицкого к отступничеству от православия в конце жизни. Такой беспрецедентный поступок православного иерарха, архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского вызвал бурю возму- щения со стороны его современников, а в дальнейшем стал поводом для самых различных толкований причин его измены. Западничество в то время воспринималось прежде всего как враждебный православию католицизм, поскольку православие XVI — начала XVIІ века в католической системе ценностей отождествлялось с необразованностью и некультурностью. Шляхтич-русин стесняется своего вероисповедания, традиций своего народа, вообще своего «русинского» происхождения, которое не позволяет ему занять в обществе место, достойное его. Постепенно, через несколько поколений, русин-католик становится поляком-католиком, включаясь в польскую культурно-конфессиональную систему. 
       Наряду с западническими тенденциями белорусской истории и культуры в эпоху Барокко не менее живучими были и восточные ориентации, обращенные прежде всего к Москве как к новому центру вселенского православия. Объединенная в одном роду царская власть в лице Михаила Романова и патриаршая власть в лице его отца Филарета Романова являла собой идеализированный образ так называемого общерусского православия. Православные деятели культуры стали видеть в Москве и защитника православного Отечества, и гаранта традиционной православной культуры. Отражение этих взглядов мы находим в деятельности и творчестве Симеона Полоцкого, наиболее яркого представителя уже белорусско-русского литературного Барокко. Он стал первым профессиональным писателем Московского государства, который не только привнес в его духовную жизнь элементы западной культуры в ее белорусской адаптации, но также основал новорусскую культуру конца XVIІ века, породившую феномен Петра I и его западнические преобразования. Симеон Полоцкий обогатил русскую духовную культуру новыми темами и сюжетами, расширив тем самым кругозор русского общества. Русская национальная элита смирилась с необходимостью тесных контактов с Западом и, в первую очередь, с западной наукой.       Был ли белорусский вариант развития культуры, литературы под патронатом национально ориентированных правящих сословий нашего государства? Поскольку необходимость избрания, провозглашения наци- онального короля или царя не была осмыслена ни исторически, ни полити- чески, ни государственно, белорусская национальная элита нашла свой особый путь. Униатский митрополит Иосиф Вельямин Руцкий и Полоцкий архиепископ Мелетий Смотрицкий разработали концепцию, которую можно условно назвать «Киев — второй Константинополь», согласно которой предполагалось перенесение патриаршей столицы из Константинополя в Киев с сохранением титула Константинопольского патриарха. Но эта идея, как и большинство разноориентированных идей, не была осуществлена в нашем государстве. Постепенно православные белорусские диецезии переходят под юрисдикцию Московского патриархата, в результате чего была утрачена и сама идея независимой национальной церкви. 
       Просветительская деятельность белорусских писателей эпохи Барокко не была однородной, однообразной в сфере как социального, политического, так и культурного строительства. Национальный элемент еще слабо проявлялся как организующее начало, но, вместе с тем, государственный патриотизм, конфессиональные поиски, борьба самых разных идей способствовали будущему самоопределению белорусов в европейском сообществе.м 

Комментариев нет:

Отправить комментарий